8 декабря 2010,
membrana (staff@membrana.ru)
На этом кадре
показаны последние минуты работы второй ступени ракеты. Через 10 минут
после старта космический корабль отделился от носителя и включил
собственные двигатели (кадр SpaceX). |
|
Впервые частная компания не только
запустила аппарат на околоземную орбиту, но и показала, что способна
вернуть его на Землю. Впервые за тридцать лет в Америке появился новый
космический корабль, умеющий поднимать пассажиров "наверх" и спускать их
"вниз". Впервые частная пилотируемая космонавтика показала, что готова
выйти за рамки суборбитальных прыжков.
8 декабря 2010 года в 18:43 по московскому времени компания SpaceX
запустила ракету-носитель Falcon
9 с космическим кораблём
Dragon. Это был
второй полёт Falcon 9. В ходе первого (в июне 2010 года) на орбиту был
выведен полноразмерный прототип "Дракона". Но старт 8 декабря — это
первый демонстрационный рейс, проведённый в рамках программы NASA по
коммерческой орбитальной транспортировке (COTS).
| На мысе Канаверал SpaceX пользуется арендованным стартовым
комплексом SLC-40
(фото SpaceX). |
(Подробности
о корабле, ракете и планах SpaceX можно узнать в нашем обзорном
материале.)
| Интересно, что запуск ракеты Falcon 9 был перенесён на
сутки против начального плана из-за двух крошечных трещин, найденных на
самом конце сопла двигателя второй ступени. Инженеры посчитали, что
трещинки (пробовали их заделать или нет – не пояснено) не повлияют на
работу двигателя (и были правы), но сутки потребовались, чтобы проверить
остальные части агрегата и убедиться, что трещины не являются признаком
более серьёзной проблемы.
На фото – двигатели, подготавливаемые к
третьему и четвёртому стартам Falcon 9. Кстати, обе ступени ракеты
оснащены почти одинаковыми двигателями Merlin, созданными в самой SpaceX
и отличающимися лишь в некоторых деталях. Они оптимизированы
соответственно для работы вблизи земли и в вакууме (фото SpaceX). |
Американское
космическое агентство расчитывает,
что "Дракон" сначала выступит в роли грузовика на линии Земля-МКС, а
позднее и "в качестве такси", ведь проект SpaceX предусматривает как
автоматический, так и пилотируемый вариант "Дракона".
| Falcon 9 и Dragon во время подготовки к старту. На нижнем
снимке у спускаемой капсулы хорошо виден тепловой щит из PICA-X. Этот
материал – собственная разработка SpaceX, базирующаяся на композите,
созданном в NASA. PICA-X призван защитить аппарат при возвращении в
атмосферу на скорости 7 километров в секунду, когда температура днища
поднимается до 1850 градусов Цельсия (Brian Attiyeh, Michael
Rooks/SpaceX). |
| "Дракон" состоит из трёх основных частей: обтекателя,
конической герметичной капсулы диаметром 3,6 метра и негерметичного
цилиндрического отсека. В капсулу имеется доступ через стыковочный узел,
и в ней могут находиться как грузы, так и экипаж.
Цилиндрический
приборный отсек под капсулой несёт солнечные батареи, радиаторы, а
также груз, не нуждающийся в герметичном хранении. Всего беспилотный
вариант "Дракона" может доставить на орбиту до 6 тонн припасов и вернуть
на Землю до 3 тонн груза (иллюстрация Space.com). |
Нынешний
рейс призван проверить системы связи и навигации, а также испытать
маневрирование на орбите. Через несколько витков вокруг планеты (и три с
лишним часа после запуска) спускаемый аппарат должен приводниться в
Тихом океане, в 800 километрах к западу от Мексики.
| В августе 2010 года "Дракон" прошёл полный тест парашютной
системы: капсулу сбросили с вертолёта в океан с высоты более 4
километров. Вначале аппарат раскрыл пару небольших тормозных парашютов,
замедливших и стабилизировавших капсулу, а потом и три основных (фото
Roger Gilbertson, Chris Thompson/SpaceX). |
| Астронавты NASA и JAXA
регулярно приезжают на завод SpaceX, чтобы познакомиться с кораблём
Dragon, который им предстоит принимать на МКС в последующие годы.
Покорители космоса изучают особенности интерьера "Дракона" и дают
инженерам советы по его улучшению (фото Roger Gilbertson/SpaceX). |
Элон
Маск (Elon Musk), основатель компании SpaceX, назвал нынешнюю миссию
"зарёй невероятно захватывающей новой эры в космических путешествиях". На развитие "Дракона" и линейки носителей
SpaceX потратила $600 миллионов, и деньги уже начали понемногу
возвращаться. Так, более лёгкая ракета Falcon 1 успешно вывела на орбиту спутник в
2009 году. Однако, похоже, затраты компании окупятся просто сторицей: у
Элона уже имеется контракт с NASA на $1,6 миллиарда, в котором речь
идёт о 12 грузовых рейсах "Драконов" к МКС в 2011-2016 годах. И это только начало. NASA рассуждает о
возможности расширения транспортного контракта со SpaceX ещё на серию
грузовых полётов почти на такую же сумму. При этом в уме держатся ещё и
пилотируемые миссии "Дракона" на МКС. Неплохо для компании, родившейся
всего восемь лет назад.
| Сравнение "Дракона" с различными пилотируемыми и грузовыми
кораблями прошлого, настоящего и будущего. Небольшой грузовик Cygnus интересен
тем, что это второй аппарат, создаваемый частной отраслью для NASA по
программе COTS. "Лебедь" должен впервые полететь в 2011 году
(иллюстрация Karl Tate/Space.com). |
Обновление
от 8 декабря 22:15: спускаемый аппарат успешно
приводнился.
|