http://news.rambler.ru/8110179/
В России с известной периодичностью возникает тема
«китайской угрозы», под которой в последнее время подразумевается не
только миграционная, но и военная экспансия. Весной этого года публике
объясняли, что сближение с США, НАТО и государствами Старой Европы
необходимо России для обеспечения «крепкого тыла на Западе» накануне
неизбежных осложнений на восточных границах. Немало подобных страшилок
можно встретить и в западных СМИ. Но пока России и ее соседям приходится
иметь дело не с военной, а с совершенно мирной экспансией Китая. Китай скупает месторождения, производственные,
сельскохозяйственные предприятия и другие активы по всему миру. И было
бы странным ожидать, что, работая в Африке, Пакистане и Латинской
Америке, Пекин не заинтересуется богатствами фактически граничащей с ним
Центральной Азии и возможностями транспортных путей, идущих через
Кавказ. Справедливости ради нужно признать, что КНР —
далеко не единственная страна, работающая в республиках бывшего СССР, и
совокупный объем китайских инвестиций за последние 15 лет в отдельные
страны далеко не всегда превосходит вложения других государств.
Например, Германия инвестировала за этот период в экономику Узбекистана
$1,5 млрд, а Китай — всего $35 миллионов. Но Пекин начал работать в
Узбекистане гораздо позже и постоянно наращивает темп. Если западные
государства вкладывают средства выборочно, то КНР работает сразу по
многим направлениям и делает это очень быстро. Но главное различие — это
долговременная и комплексная стратегия, позволяющая китайским компаниям
спокойно работать по многим направлениям. Огромные
финансовые ресурсы позволяют Китаю инвестировать в самые разные проекты,
выделять долгосрочные кредиты под смехотворные 2% годовых и оплачивать
гуманитарные программы. Китай включился в мировую гонку позже западных
государств, но темпы его экспансии нарастают за счет демпинговых цены на
товары, кредиты и услуги и длинных вложений, которые обеспечивают и
будущие прибыли, и рост политического влияния. Если
Китаю нужен узбекский, казахский и туркменский газ, он в рекордные сроки
строит газопровод, связывающий эти страны с китайскими потребителями. И
параллельно развивает другие проекты. Так, в Узбекистане китайские
компании ведут разведку новых месторождений, занимаются модернизацией
газораспределительной системы и начинают работу еще по 20
инфраструктурных проектам. Аналогичным образом внедряется китайский
бизнес в Казахстан, где с недавнего времени даже говорят о «китайской
оккупации». С Киргизией и Таджикистаном КНР сотрудничает в сфере
гидроэнергетики, одновременно инвестируя в другие проекты и подсаживая
эти страны на иглу дешевых кредитов. В Казахстане
китайские компании владеют акциями фирм, контролирующих месторождения
урана. В Таджикистане Китай приобрел богатейшее на Памире месторождение
«Рангкуль» и получил право на добычу золота, серебра, меди и вольфрама,
параллельно занявшись поиском месторождений редкоземельных металлов. И
все это делается быстро и на выгодных для партнера условиях. В
результате Пекин опережает других игроков, имевших виды на те или иные
ресурсы. Так, Иран долго присматривался к «Рангкулю» и вел неторопливый
торг, а потом оказалось, что оно уже отдано китайская компании ТВЕА. Китай участвует в проекте создания транспортного коридора
«Китай — Европа» через Среднюю Азию, Азербайджан и Грузию, инвестирует в
строительство терминалов и оптового центра в Тбилиси, который будет
снабжать китайской продукцией весь регион и обсуждает с Баку возможность
экспорта азербайджанского газа. Будет забавно, если газопровод для
этого будет построен, а пресловутый «Набукко» так и останется
нереализованным «проектом века». Это вполне возможно, потому что
Азербайджан заинтересован в диверсификации своего экспорта, а Китаю
выгодно повернуть азербайджанский и среднеазиатский потоки в свою
сторону, чтобы стать монопольным потребителем и исключить возможность
дискуссий о ценах, подобных той, что недавно устроила Туркмения. Китай работает даже в Армении, с которой, казалось бы,
нечего взять. Но если в стране нет энергетических или иных природных
ресурсов, там можно организовать какое-нибудь производство. Поэтому
экспансию в Украину и Белоруссию Китай начал с выделения кредитов и
создание там промышленных зон. В разоренной кризисом Латвии китайская
компания любезно купила и вывезла рельсы, разобрав ставшую ненужной
железную дорогу. А с относительно развитой Литвой Пекин договорился о
реконструкции порта в Клайпеде, чтобы превратить его в узловой пункт для
транспортировки своих товаров в Европу. Помимо этого, Китай предложил
Вильнюсу заняться созданием технологических парков, транспортных центров
и другими проектами. Эта экспансия происходит
постепенно и незаметно. Сначала в стране высаживается десант китайских
специалистов, которые присматриваются и прицениваются, а потом в ударном
темпе начинается работа. При этом Китай не выдвигает не относящихся к
делу условий и аккуратно выполняет все обязательства, не забывая о своих
интересах. Наконец, КНР активно поддерживает
образовательные программы, наращивая обмен студентами и распространив
сеть своих Институтов Конфуция практически на все страны мира. В
Центральной Азии недавно была запущена программа элитных школ, где
преподавание будет вестись на русском и национальных языках, а программы
и идеология выстроены под китайские интересы. Понятно, что такую
политику может позволить себе только государство, обладающее
значительными финансовыми средствами, но реализация подобной стратегии
требует крайне серьезной и вдумчивой работы. Россия
тоже стала объектом китайской экспансии. Специально созданный в КНР фонд
скупает земли сельскохозяйственного назначения, достигнуты
договоренности о создании промышленных зон на Дальнем Востоке, китайский
бизнес присутствует практически во всех больших городах, особенно в
восточных и сибирских регионах. При этом Китай, как заявил год назад
зампредседателя КНР Си Цзиньпин, «не экспортирует революцию, не
экспортирует голод и бедность и не вмешивается в чужие дела». Тем не
менее, поверх так называемого «санитарного кордона» от Балтики до
Каспия, о котором бредили Саакашвили и Ющенко, вдоль всех границ России
формируется пояс китайского влияния. При таком раскладе непонятно,
о какой угрозе военной экспансии Китая может идти речь. Зачем ему
воевать с Россией, если она и так пускает к себе китайский бизнес,
сотрудничает по многим направлениям и живет в окружении государств,
которые с каждым годом все больше попадают под китайское влияние? В
такой ситуации можно говорить об опасности «удушения в объятиях». Но
сближение с Западом тут не поможет. Потому что, пока в Москве и западных
столицах продолжают рассуждать о «мягкой силе», в Китае давно уже
изготовили ее пробный образец с непритязательной, но популярной
маркировкой «Made in China».
|