Существа, почти не отличимые от человека внешне, но нуждающиеся в
притоке свежей человеческой крови, всегда волновали людей. Страшные
сказки об упырях, русалках, ведьмах и леших пугали не одно поколение
юных слушателей. Не одно поколение взрослых читателей надолго
задумывалось над печатными строчками о бессмертных тварях, алчущих
жизненной силы, скрытой в телах и душах.
Не меньший интерес вызывали и оборотни, способные принимать животный и человеческий облик.
В европейской культурной традиции способность обращения приписывалась
кошкам и волкам, китайские классические сказки отдавали приоритет в этом
вопросе лисам.
Нельзя сказать, что подобные сюжеты для нашей страны в диковинку. К этой
теме обращались даже такие корифеи отечественной литературы, как
Пушкин, Гоголь и Алексей Толстой. Но во времена, когда печаталась
исключительно «идеологически выдержанная» литература, эти произведения
появлялись в основном на страницах в полных собраний сочинений, по
принципу «из песни слова не выкинешь», детских книжках, а также в мифах и
сказках, как курьезный образец творчества разных народов.
Особенно популярной стали подобные истории с легкой руки Брема Стокера,
автора всемирно известной истории о трансильванском князе Владе Цепеше,
по прозвищу Дракула.
Вот и мы дожили до Бремов Стокеров, взращенных на богатой ниве «великого
и могучего…». «Наш ответ Чемберлену», так сказать. Вернее
вышеназванному патриарху данной тематики.
Примерно такие мысли могут возникнуть, при взгляде на произведение
Владимира Колосова, написанное в жанре, обозначаемом новомодным
словечком «фэнтези», с интригующе – зазывным названием «Вурди».
Но еще Рэй Бредбери призывал не судить о книгах по их обложке.
Роман с самого начала захватывает динамикой сюжета, яркостью и глубиной образов.
Выверенный и точный язык переносит читателя в мир, где живут вполне
узнаваемые люди, с понятными чувствами и переживаниями, наложенными на
фантастическую реальность, заданную автором. Речь героев насыщена и
колоритна, развернутые описания окружающей природы и действий персонажей
создают ощущение действительности происходящего. И вот уже тебя
окружает суровый и дикий мир маленького поселка и огромного леса. Мир, в
котором опасности подстерегают на каждом шагу, где сила и ловкость
непременное условие для того, чтобы выжить.
По мере углубления в повествование перестают мучить вопросы: что за
нечисть такая страшная – «вурди», почему ведмеи шестипалые, как лягушки
научились подражать человеческому голосу, как может ли человек
превращаться в домашнюю утварь. Да и недоумение по поводу места, в
котором происходит действие, пропадает. Уже не слишком интересно, какое
время захватывает автор – ужасное прошлое или не менее ужасное будущее,
после глобальных катаклизмов, моров и эпидемий. Или это вообще,
какая-нибудь планета Х, двойник Земли. Становится понятным, что действие
происходит в Королевстве Фантазии автора, а не слишком комфортные
реалии этого мира, как оправа подчеркивают главное. А главным,
доминирующей темой является здесь любовь. Именно Любовь с большой буквы,
которая преодолевает все препятствия и трудности: опасности, которые
скрывает лес, суровость бытия, отброшенных к началу железного века
людей, нечеловеческую природу главной героини.
Да, роман Владимира Колосова, безусловно, выдумка. То, что им описано,
безусловно, не существовало, и, скорее всего, не будет существовать в
нормальном мире. Вы не найдете здесь ни забот о выполнении плана по
валу, в духе соцреализма, ни неутомимых борцов с преступностью, ни
распальцованных «канкретных пацанов» с их разборками в духе чикагской
мафии времен Великой Депрессии. Но эта выдумка притягивает, берет за
душу, заставляет задуматься сильнее, чем десятки выдержанных в духе
строгого соответствия реалиям нашего бытия томов макулатурной
литературы. Иногда кривое зеркало более правдиво отражает подлинный,
глубинный смысл внутренней жизни, показывает кто мы, зачем мы здесь, что
делает нас людьми.
|