Каждому человеку, для поддержания нормальной жизнедеятельности
требуется определенное количество питательных веществ. Причем,
количество белков и углеводов, клетчатки и витаминов зависит не только
от веса, но и от физической активности, пола, возраста. Подобный
«гастрономический» принцип в литературе утвердился давным-давно.
Издается все: книги для детей и подростков, бульварный ширпотреб и
произведения для эстетов, чтение для сексуально неудовлетворенных мужчин
и скучающих домохозяек.
Последнее, в отличие от всего
вышеперечисленного, всегда вызывало определенные нарекания со стороны
борцов за чистоту литературы. Но все знают, что может случиться с
занятым тяжелым физическим трудом мужчиной, питающимся овсянкой на воде и
овощами без соли или с дамой на высококалорийной диете культуриста в
период ускоренной подготовки к соревнованиям высокого ранга. Да и рынок
давно уже все расставил по своим местам.
Примером такого литературно-диетического «женского» продукта могут быть
романы Дороти Иден «Кукла на качелях» и «Никогда не влюбляйся».
«Сбалансированные» по количеству положительных и отрицательных эмоций,
любовных переживаний и остросюжетных детективных ходов, произведения
написаны в начале семидесятых годов прошлого века.
Это было золотое время, когда борьба за эмансипацию еще не превратила
западных женщин в злобных фурий, таскающих представителей несчастной и
вырождающейся кучки «похотливых самцов» по судам за пристальный взгляд
на бюст или то, что пониже спины.
Героини Дороти Иден еще любят представителей сильного пола и искренне
считают, что «для женщины главная честь, когда есть с нею рядом
мужчина», хотя персонажи более позднего произведения «Никогда не
влюбляйся» уже не считают лесбис чем-то запретным для себя.
Отличительная черта описанных в романах женщин – любопытство. Они смело
суют свой нос в чужие дела, не задумываясь над тем, что согласно
английской пословице любопытство сгубило кошку. Оно заставляет их
преодолевать свою осторожность и избыточную впечатлительность,
раскапывая происки шпионов некоей неназванной страны и доморощенных
торговцев наркотиками. Но если у Абигайль, героини «Куклы на качелях»
мотивация настойчивости в выяснении происхождения странной губной помады
более традиционна: коктейль из ревности и желания доказать, что она еще
не сошла с ума в австралийской глуши, то мисс Хейзавей, героиня второго
произведения Дороти Иден, действует порой как заправский сыщик.
Автор дает восприятие действительности своих персонажей через внутренний
диалог со специфическими гендерными отличиями в акцентировании на
деталях, взглядах, отношении к героине представителей противоположного
пола.
Мир героинь Дороти Иден еще мягок, ровен и комфортен. Женщины не
стесняются признаваться себе, что нуждаются во внимании и заботе
значимых для них людей Героини предлагаемых читателю романов не стыдятся
своей слабости. Они трепещут от страха при виде жуткого незнакомца «с
рыбьим лицом» или по поводу гипотетической бомбы, заложенной в самолет.
Это не остервенелая, не боящаяся ни Бога, ни черта, обритая наголо
мускулистая «солдат Джейн», с винтовкой наперевес, в исполнении Деми
Мур, которая рвется к финишу на полосе препятствий, озабоченная тем, как
не отстать от здоровых, тренированных морских пехотинцев – мужчин.
Как и в любом детективе, в романах присутствуют стреляющие стволы, вой
пуль, тонущие в открытом море моторные лодки, скоростные катера, которые
идут наперерез, чтобы разорвать винтами тело.
Автор намеренно не акцентирует внимание на этом неизбежном для данного
жанра антураже. В видении Дороти Иден, все детективные коллизии
воспринимаются скорее как повод для ее героинь немного попереживать,
поломать голову, почувствовать себя более живыми, чувственными, быть
спасенными неожиданным вмешательством крепкого и мужественного
незнакомца со стальным взглядом.
В этом романы похожи на истории, которые, наверное, придумывает себе
каждая девушка в 14 – 15 лет: подлые злодеи, опасные приключения,
благородный рыцарь, к которому она красиво упадет в объятья в финале.
В общем- то мечтать не вредно. В конце – концов, это лучше, чем в
поисках разнообразия устраивать сцены мужу и покупать горы ненужного
барахла.
|